Оздоровление

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования Республики Беларусь

_24.05.2011 №_336___

 

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

IV. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

         4.1 Познавательная деятельность.

         4.2 Творческая деятельность.

         4.3 Игровая деятельность.

         4.4 Коммуникативная деятельность.

V. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ

         5.1 Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе

5.2 Медицинское сопровождение.

5.3 Здоровьесберегающая организация образовательного и воспитательного процессов.

         5.4 Рациональная организация питания и питьевого режима.

         5.5 Физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия.

         5.6 Использование природно-рекреационных ресурсов.

         5.7 Организация здоровьесберегающей предметной среды.

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

         6.1 Нормативно-правовое регулирование воспитательного и оздоровительного процессов.

         6.2 Подготовка педагогических кадров и повышение их профессиональной культуры.

         6.3 Реализация инновационных подходов.

         6.4 Преемственность и непрерывность воспитательного процесса и процесса оздоровления.

         VII. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Воспитательно-оздоровительные учреждения как новый тип учреждения образования созданы для решения двух взаимосвязанных важных государственных задач:

формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности;

организация отдыха и оздоровления детей с целью восстановления и укрепления их физических и духовных сил.

В образовательно-оздоровительных центрах процесс воспитания и оздоровления осуществляется круглогодично, в оздоровительных лагерях – в каникулярное время (сезонно).

В каникулярное время в Республике Беларусь функционирует более 4,5 тыс. различных оздоровительных лагерей.

Главной ценностью каникулярного периода является наличие у детей свободного времени. Сфера свободного времени позволяет подростку выбирать формы деятельности в соответствии со своими интересами, свободно общаться, проявлять инициативу, творить, осуществлять действия, ведущие к изменениям в социальной ситуации и ценностной динамике в сознании личности. Опираясь на закономерности досуга, сфера свободного времени существенно расширяет возможности успешного решения задач самореализации, самоопределения, формирования отзывчивости на общественные проблемы, умения детей приобретать новый социальный опыт.

Особенностью социокультурной среды, создаваемой в воспитательно-оздоровительном учреждении является формирование жизнеспособной личности путем включения ребенка в решение социальных проблем на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего опыта, в результате чего формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, т.е. происходит социальное закаливание.

Не  менее важным является формирование у детей жизненных норм, способствующих сохранению  и укреплению здоровья и выработки у детей стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды. С точки зрения социально-экономических и политических интересов, как государства, так и каждого отдельного человека, сохранение и укрепление здоровья является одной из приоритетных задач. Здоровье детей напрямую определят уровень здоровья взрослого населения в последующие годы и, как следствие, состояние трудовых ресурсов государства.

Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (далее – Программа) определяет цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной и оздоровительной работы с детьми в возрасте от 6 до 18 лет¸ нуждающимися в оздоровлении, и направлена на воспитание личности и укрепление ее здоровья, в том числе формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.

Программа разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006г. №125, Концепцией санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 г. № 1478.

Воспитательный процесс в учреждениях образования, реализующих Программу, это процесс педагогического взаимодействия с целью формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности воспитанников.

Оздоровление – это комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья.

Структура Программы разработана на основе деятельностного подхода в воспитании личности и на основе закрепленных в Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь требований к комплексу оздоровительных мероприятий и включает следующие разделы:

         развивающая и воспитывающая деятельность;

         комплекс мероприятий по оздоровлению.

В Программе отражены ведущие виды деятельности, способствующие изменению психики ребенка и развитию процессов, подготавливающих переход воспитанника к новой высшей ступени его развития:

познавательная деятельность;

творческая деятельность;

игровая деятельность;

коммуникативная деятельность.

Каждый вид деятельности рассматривается на основе единого алгоритма:

основные идеи и понятия;

оптимальные приемы, методы, формы.

Комплекс мероприятий по оздоровлению включает следующие подразделы: медицинское сопровождение процесса оздоровления; здоровьесберегающая организация образовательного и воспитательного процессов; рациональная организация питания и питьевого режима; физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия; использование природно-рекреационных ресурсов территории; создание здоровьесберегающей предметной среды.

Программа адресована работникам управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов, педагогам, организующим и координирующим воспитательный процесс в воспитательно-оздоровительных учреждениях и иных учреждениях образования, имеющих право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, а также может реализовываться в учреждениях общего среднего образования (за исключением вечерних школ), учреждениях специального образования (за исключением специальных дошкольных учреждений), учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (центрах, дворцах), иных организациях, которым в соответствии с законо­дательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

С целью реализации Программы на базе учреждений образования создаются оздоровительные лагеря: сезонные круглосуточного пребывания и сезонные дневного пребывания.

Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополни­тельного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Подбор детей, нуждающихся в оздоровлении, осуществляется в соответствии с законодательством.

В оздоровительном лагере создается уникальная воспитательно-оздоровительная среда, в которой приоритетными видами деятельности выступают в равной степени воспитание и оздоровление.

Оздоровительные лагеря осуществляют свою деятельность посменно. Смена - период нахождения в оздоровительном лагере детей, нуждающихся в оздоровлении, с целью их оздоровления и участия в реализации Программы.

Продолжительность смены в оздоровительном лагере не должна превышать 21 день.

На основании Программы в оздоровительных лагерях разрабатываются планы воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (далее План воспитательной работы смены), в которых устанавливаются цели, задачи, содержание, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, которые могут иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников.

В соответствии с направленностью в оздоровительных лагерях могут проводиться профильные и тематические смены.

Профильные смены для детей объединенных той или иной деятельностью, имеющих общую активную познавательную направленность, проводятся как смены юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, юных журналистов, юных спасателей, волонтеров, активов детских и молодежных общественных объединений, зимних и летних профильных школ по различным предметам и видам детского творчества и т.п.

Тематические смены, посвящены какой либо одной теме, параллельно с реализацией общих задач акцентируют содержание педагогического процесса на развитии базовых ценностей личности детей и подростков и проводятся как смены гражданско-патриотические, экологические, нравственно-этические, экономические, досуговые и тому подобные. Основной формой реализации тематических смен являются сюжетно-ролевые игры.

Особенностью программы является ее реализация в условиях временного детского коллектива, который наряду с общими признаками коллектива имеет и свои особенности: кратковременность функционирования; динамичность; разнородность состава, социального статуса; относительная автономия существования; интенсивность межличностного общения; коллективный характер жизнедеятельности; завершенный цикл развития.

Совокупность условий, окружающих воспитанника и взаимодействующих с ним дома, до приезда в оздоровительный лагерь и, соответственно, в нем, отличны друг от друга. В оздоровительном лагере влияние на него семьи, школы, неформальных детских объединений значительно ослабевает. Ближней средой, оказывающей влияние на личность, становится временный детский коллектив. За счет более тесного взаимодействия ребенка и педагога происходит снижение стихийного влияния среды.

Социокультурная среда в воспитательно-оздоровительном учреждении характеризуется высокой степенью насыщенности условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированностью их проявления.

Большое значение в организации воспитательной работы имеет использование законов, символов, легенд, традиций, ритуалов, созданных в учреждении.

Среда в учреждении должна быть насыщенной, яркой, много внимания в ней должно быть уделено пространственно-предметному оформлению. Значительное место в системе воспитательной деятельности отводится праздникам, во время проведения которых создается ощущение радости, счастья.

Воспитательно-оздоровительные учреждения должны быть широко открыты для социальных связей с целью более широкого использования потенциала социокультурной макросреды. Необходимо укреплять региональную интеграцию с рядом расположенными учреждениями образования и здравоохранения. Воспитательная среда должна быть социально активной.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы:

создание условий для эффективного педагогического взаимодействия с целью организации отдыха и оздоровления детей, формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности, выработки у воспитанников стереотипов здорового образа жизни для эффективного противодействия неблагоприятным факторам внешней среды.

Задачи Программы:

определить основные направления воспитания и оздоровления, ведущие виды деятельности детей в учреждениях образования, реализующих Программу;

раскрыть содержание развивающей и воспитывающей деятельности, комплекса мероприятий по оздоровлению;

ориентировать деятельность педагогов на формирование у воспитанников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

консолидировать медико-педагогическое взаимодействие в процессе воспитания и оздоровления;

охарактеризовать ресурсное обеспечение воспитательного и оздоровительного процессов в воспитательно-оздоровительных учреждениях;

координировать действия педагогов и управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов по организации воспитания и оздоровления в учреждениях образования, реализующих программу.

III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация Программы будет способствовать:

организации разностороннего, познавательно и эмоционально насыщенного досуга с разумным включением в него оздоровительной практики;

вовлечению детей и подростков в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками;

интеграции детей и подростков в культурно-досуговую среду, которая позволит оказывать на них целенаправленное педагогическое воздействие;

         формированию у детей и подростков умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга;

         повышению уровня знаний детей и подростков по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения;

         культивированию у детей и подростков осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью;

         формированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

4.1 Познавательная деятельность

Познавательная деятельность является сущностью воспитательного процесса. В ее основе лежит восприятие и отражение объективного мира в сознании, результатом которого является новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями.

Основные понятия и идеи

Знания, интеллект, познавательная информация, интеллектуальная культура, непрерывное образование, внимание, впечатления, анализ собственной деятельности (рефлексия), познавательные интересы, потребности в достижениях, интеллектуальные способности, личный опыт.

         Интеллектуальное развитие, воображение, нравственное содержание эмоциональной памяти, разностороннее развитие личности, успех, личностный, потребность и способность учиться,  информационная компетентность, индивидуальный стиль познавательной деятельности, работоспособность, общеучебные умения, познавательные умения, доступность новых информационных технологий.

Оптимальные приемы, методы и формы работы

Акции познавательной направленности «Знания чистой пробы», «Открытие» и др.

Дидактические театры «Судите сами», «Мир вокруг нас», смотры знаний, предметные недели, недели книги и т. д.

Олимпиады, конкурсы, лектории, экскурсии, путешествия, экспедиции, создание исторических маршрутов.

Дискуссии, диспуты, дебаты «Современное образование. Молодежь «за» или «против»?», «Справедливость выше закона?», «Разум выше инстинкта?», «Честь или богатство?» и др.

Интеллектуальные клубы «Что? Где? Когда?», «Эрудит» и др.

Детские исследовательские проекты «Альтернатива», «Юный исследователь», «Разрушители легенд» и др.

Тренинги по развитию памяти, мышления, воображения, интуиции, воли и др.

Интеллектуальные марафоны «Пирамида», «Философский сад», «Кругозор» и др.

Коллективно-творческие дела: викторины, конкурсы, информационные часы, интеллектуальные турниры и др.

Классические кроссворды, чайнворды, японские судоку, и т.д.

Игры со словами «Контакт», «Анаграмма», «Типография», «Перевертыши», «Шароиды», «Банальности», «Аукцион» и др.

Развлекательные игры на внимание, память, интуицию «Верю не верю», «Очередь», «Интеллектуальный снежный ком» и др.

Игры с использованием новых информационных технологий «Колесо истории», «Пятый океан», «Игра воображения» и др.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, методы обмена деятельностями, методы мыследеятельности, методы смыслотворчества, методы рефлексивной деятельности, интегративные методы.

Методы словесной передачи информации: беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции, объяснения, инструктажи.

Методы наглядной передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения, работа с источниками информации – реферирование, конспектирование, исследования, опыты, дидактические игры, трудовая деятельность.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: иллюстрации, демонстрация опыта, просмотр видеофильмов, проведение экспериментов, организация наблюдения.

Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, выбор заданий воспитанниками); познавательные (создание проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку); волевые (прогнозирование будущей деятельности); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).

Методы контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос); письменные (тесты, контрольные задания); самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль) и др.

4.2 Творческая деятельность

Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

Основные понятия и идеи 

Индивидуальное и общественное развитие. Стремление к продуктивной деятельности. Творческий потенциал человека. Способность, одаренность и талант. Активное воображение. Реализация творческого потенциала. Коэффициент удовлетворенности собой, способность к пониманию собственного мироощущения. Искусство и творчество.  Нравственное содержание эмоциональной памяти. Уровень социального творчества, способность взаимодействовать с другими людьми, приносить пользу обществу. Уровень понимания общечеловеческих ценностей.

Творческий интеллект. Творческая личность. Функции творчества. Мотивация творчества. Виды творческой деятельности. Сценическое творчество. Литературное творчество. Изобразительное творчество. Декоративно-прикладное творчество. Креативность, способность к творческому мышлению. Креативные техники. Критерии креативности. Методы активизации творческого процесса. Мозговой штурм. Творческий лидер.

Оптимальные приемы, методы и формы работы 

Региональные конкурсы (смотры) детского творчества по направлениям: вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературное, фольклорное и т.д.

Фестивали искусств «Зажигая звезды!», «Сотвори красоту», «Веселые ноты», «Я пою!», «Песенное попурри», «Те­атральный проме­над», «Наш ре­пертуар»  «Три музыкальных дня», «Песні роднай зямлі» «Песня Земли», «Арт-компания предлагает» и т.д.  

Тренинги «Творчество – это…», «Креативный рисунок», «Творческое слово», «Креативность и социальная успешность», «Есть идея!», «Креативные фото», креативный тест-практикум и т.д.  

Практикумы «Твор­ческая одаренность», «Поэтический ликбез», «Театральные игры» и др.

Лекции «Равный обучает равного»,  «Узелок на память», «Мозговой штурм» и др.

Упражнения и методы «Обратный мозговой штурм», «365», «Канцелярская кнопка», «Мозаика», «Громче - тише», «Креативные галстуки», «Анаграмма», «Башни мира», «Помечтаем!», «6 невозможных вещей» и т.д.   

Игры «Творческий лидер»,  «5 золотых», «Минус кубики», «Замковые головоломки», «Фигуры из проволоки», «Арлекин-шоу», «Миксер-шоу»,  «Гуливеры и лилипуты», «Отрядный твистер» и т.д.

Творческие задания и конкурсы «ТОП - творческое отрядное пространство», «Смешные пиксели», «Белый, красный, зеленый + синий», «СкРепка», «Лабиринт», «Конкурс праздни­ков», «Конкурс творческих декла­маций», Конкурс фантастических летательных аппаратов», «Криптограмма», «Фото-гербарий»,  «Робот», «Нумизмат», Модульные проекты  «Ни дня без строчки!», «Дети рисуют – взрослые воплощают», «Властелин колец», «Театры Республики Беларусь», «Белорусиада», Рисуют все!» и т.д.

Кружки, клубы по интересам. Объединения «Творим вместе!», творческие презентации, встречи с выдающимися людьми, мастерами и профессионалами  своего дела.  

Карнавалы, дискотеки, вожатские вечера, День рождения лагеря и др.

Игры на развитие творческих и креативных способностей.

4.3 Игровая деятельность

Игровая деятельность является одним из способов проявления активности личности. Мотивы игры лежат не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. Способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Основные понятия и идеи

Социализация личности. Социальная зрелость. Познание и самопознание. Общественный опыт. Эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка. Деятельность. Общение. Психическое и физическое здоровье. Процесс познания, самопознания. Эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности. Коллектив.

Выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Игровые действия. Отношения между играющими. Роли, взятые на себя играющими. Сюжет, содержание. Добровольностью участия, возможность выбора, состязательность, удовлетворение потребностей, самореализация. Создание собственного мира, стремление к взрослости, развитие зрелых социальных установок, компенсация информационной перегрузки, организация психологического и физиологического отдыха, юмористическая окраска событий.

Оптимальные приемы, методы и формы работы

Спортивные игры бильбоке, бильярд, пинг-понг, теннис, боулинг, футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, хоккей, спортландии, Город рекордов, подвижные игры и др.

Логические игры: шахматы,  шашки, нарды, морской бой, лабиринт, буриме, каламбур, контакт и др.

Военно-спортивные игры «Зарница», «Патриот», «Ураган», «Снежный шторм», «Операция «Х», Мальчишки, вперед!», «Мы солдаты», Разведчики»  и др.

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Конкурент», «Шанс», «Веришь-не веришь», «Эрудит», «Взломщик» и др.

Уличные командные игры «Семь Иванов – семь капитанов», «Золотая цепь», «Шишкиада», «Тропа добрых рук», «Казаки-разбойники», «Ассоциации», «Европейские каникулы», «За двумя зайцами», «Игровое ассорти», «Кола беларускiх гульняу», «Приключения в пути», «В поисках сладкого дерева», «Кладоискатели», «Сыщик», «Большое космическое путешествие», «Лесные тропинки»,  «Гуляй, город!», «Гениальный сыщик» и др.

Творческие игры  «Нас познакомила игра!», «Кувыркляндия», «Абракадабра», «Лесной карнавал», «Однажды в Троицком предместье», «Хиханьки-хаханьки», «Академия веселых наук», «Радуга», «Пиф-паф», «Карамель-шоу, «Угадай мелодию», «Оркестр», «Музыкальный футбол», «Поймай ноту», «Узнай песню», «Кольцовка песен»,  «Цепочка», «Гроссмейстерский вальс», «Супердискотека», «Музыкальный чердачок», «Вместе мы играем, танцуем и поем», «Музыкальная поляна», «Цветик-семицветик», «Музыкальная гамма», «Фестивальный калейдоскоп», «Танцевальный фейерверк»,  «Стань звездой», «Веселый  калейдоскоп» и др.  » и др. 

Интеллектуальные игры «Морской бой», «Кольцо знаний», «Семь чудес света», «Счастливый случай», «Солнечные зайчики», «Искатели приключений», «Город зеленого цвета», «Путешествие по Европе»,  «Листая журналы», «Седьмой континент», «Малыш и Карлсон собирают друзей», «Театральная Маска», «Капитаны», «Сказочное ассорти», «Радуга-дуга», «Следствие ведут колобки», «Забытая парта», «Кинофестиваль», бизнес-игры «Золотой ключик, «Экономический курьер», «Бизнес-клуб» и др.

          Игры на знакомство, сплочение временного детского коллектива «Знакомство», «Мост», «Доверие», «Зоопарк», «Живая скульптура», «Прыжок до потолка», «Домино», «Суета сует», «Я  и мои тезки», «Веселая семейка» и др.

Сюжетно-ролевые игры «101 спешит на помощь», «Этнодом» и др.

Деловые игры «Выбор», «Есть идея», «Перспектива», «Банк идей», «Дом самоуправления» и др.

Компьютерные игры, игры с использованием новых информационных технологий «Колесо истории», «Пятый океан», «Игра воображения» и др.

4.4 Коммуникативная деятельность

Передача информации от человека к человеку в процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитания реализуется как социальное явление.

Основные понятия и идеи

Информация и коммуникация. Социальная значимость культуры речи. Общение. Коммуникативные способности. Коммуникативно-речевая культура. Культура вербализации мыслительной деятельности. Культура убеждения и спора. Монолог, диалог и полилог. Коммуникативные формы работы: беседа, диспут, дискуссия и др. Эмоционально-коммуникативные формы. Композиция речи. Невербальные средства общения.

Оптимальные методы и формы работы 

Тренинги «Стиль общения», «Дневники великих», «Ораторское искусство», «Словесный поединок», «Убеждение и внушение», «Экскурс в древнегреческий полис», «Искусство быть собой», 

Мастер-классы «Образцы мировой культуры», «Речевой этикет», «Живая риторика», «Искусство задать вопрос», «Формула успеха: знаю – могу – делаю!» и т.д.

Беседы «Сократовские чтения», «Доктор-слово», «В поисках собственного я», «Стереотип поведения»,  «Культурный шок», «Вечер поэзии», «Когда мы говорим спасибо…», «Золотые правила культуры общения».     

Дискуссии и диспуты «Дом нашего счастья», «Учимся культуре речи», «Общительность или болтливость», «Можно ли не ссориться?», «Друг или враг», «Виртуальная и реальная жизнь: за и против», «Закрытый показ», «Мода – зеркало культуры?», «Надо ли быть похожим?», «Оксфордские дебаты», «Политические дебаты» и т.д.

Ток-шоу «Судите  сами», «К барьеру!», «Поединок», «Открытый формат», «Выбор», «Плюс-минус», «Подлинная и мнимая красота», «Слово или дело?», «Быть свободным – значит быть культурным?!», «Какое кино я мечтаю снять?» и др.

Костры «Наедине со всеми», «Слово имеет собственную душу», «Истоки», «Слово как искра» и др. 

Упражнения, игры на развитие коммуникативных способностей, креативно-речевые упражнения и т.д.

 Сюжетно-ролевые игры.

Конкурсы и творческие задания «Лучшие чтец», «Конкурс ораторов», «Мелодекламация», «Японские трехстишия», «Акростих и телестих», «Лучший палиндром», «Турнир анаграмм», «Буриме»,  «Скороговорка дня», «Слово дня», «Стихотворение дня» и т.д.

Литературные спектакли, звукопластические этюды.

                Игры на знакомство, взаимодействие, сплочение временного детского коллектива и др.

V. СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

5.1. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе

Основные понятия и идеи

Здоровье физическое, психическое, духовное. Социальное благополучие. Полезные привычки. Культура питания и гигиены.   Культура труда и досуга. Здоровье человека, репродуктивное здоровье; факторы,  определяющие здоровье человека;  здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни (совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями), режим дня, рацион питания, оздоровительные прогулки.

 Здоровьесберегающая среда. Сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Личная и общественная гигиена. Режим, саморегуляция, самоорганизация труда и отдыха. Вредные привычки и зависимости. Культура питания. Формирование  уме­ний и навыков укрепления своего здо­ровья и здоровья окружающих.  Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности.

Безопасное поведение в социальной и повседневной жизни,  мир. Безопасность, здоровье. Экстремальная ситуация. Социальная норма. Проступок. Правонарушение.  Профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств, курения. Профилактика сквернословия и вербальной агрессии. Профилактика хулиганского поведения, драк. Профилактика воровства. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними. Формиро­вание норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие не­соблюдения правил безопасности. Формирование опыта  поведения детей и подростков с огнем, развитие навыков поведения в местах  массового скопления людей,   предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оптимальные приемы, методы и формы и работы

Праздники здоровья «Твое здоровье в твоих руках», «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Вселенная Здоровья».

Ток-шоу «Здоровье без лекарств - это уже реальность!», «Здоровым быть сегодня модно», «В согласии со своим здоровьем».

Неделя подвижных игр и развлечений «С хула-хупом на дорожке», «Золотая скакалка», «Мешочные забавы», «Гуляй-город» и др.

Неделя профилактики вредных привычек «Здоровье +».

         Проекты «Санбюллетень на каждый день», «Календарь здоровья».

Игровые программы  «Чтобы лучше развиваться, надо спортом заниматься», «Мы зарядку делали – прыгали и бегали», «Три кита здоровья», «Все кому не лень, чистят зубы каждый день».

Беседы «Обыкновенное чудо – человеческий организм», «Чтоб расти нам сильными», «Береги глаз как алмаз», «Дружеские беседы полезны для здоровья»,  «Здоровье и личный рост», «С чего начинается здоровье», «Не отнимай у себя завтра», «Ходьба для долголетия», «Правильная осанка как фундамент здоровья».

Час здоровья «Как питаешься, так и улыбаешься», «Мы то, что  мы едим»,  «Расти красивым и сильным»,    «Здоровье – хрупкий дар», «Тайна эликсира молодости»,  «Культура питания. Кухня народов мира».      

Прогулки «Чистым воздухом дышу я», «В сосновом бору», «Цветной луг», «В лес за тишиной», «Мы – друзья леса», «Зеленая аптека», «Лето красное», «Зимний сон».

Игры-путешествия «Формула здоровья», «Я хочу здоровым быть», «Витамины – стражники здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека под ногами»,  «Путешествие на остров «Здоровья», «В царстве гигиены». 

Спортивные игры       «Стань здоровым, сильным, ловким», «Стадион во дворе», «На спортивной волне».

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь», «Здоровые дети – здоровый город», «Жизнь без болезней».

Оздоровительные  пешие, водные и велопоходы, участие в спортивных соревнованиях, занятия в спортивных кружках и секциях, посещение палаточного городка и др.     

         Участие в посильном труде по благоустройству территории, по самообслуживанию (дежурство в отряде, дежурство в столовой, дежурство по территории) и др.

Встречи с представителями государственных органов, структурных подразделений МВД, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних.

Обучение и проведение  проверки знаний учащихся по мерам безопасности в объеме: требования к учащимся при проведении культурно-экскурсионных мероприятий; требования к учащимся по мерам безопасного поведения при посещении бани; требования к учащимся по мерам безопасного поведения при проведении спортивных мероприятий занятий; требования  к  учащимся безопасного поведения при занятиях на открытых спортивных площадках; требования к учащимся по мерам безопасного поведения при проведении  занятий в бассейне; требования  к  учащимся по мерам безопасности при занятиях в спортивном зале; требования к учащимся при работе с  электрическим утюгом и др.

Соревнования «Остров безопасности»,  «Инспектор и его команда», «01 - пароль отважных», «Ориентиры безопасности». 

Игры «X-фактор», «ТОМ – тропа опасных мест», «Безопасный тур», «Свой,  чужой,  знакомый»,   «Игротека Бравого Пожарного».

Акции «Больше не ошибайся», «Стань заметнее», «Соблюдаем законы дорог», «Стоп: опасные привычки», Без сигаретного дыма», «Стоп-табак»,  «Вместо сигареты лучше конфета»,  «Наркотической зависимости - НЕТ!», костер-акция  «Проверено: сигарет нет» и др.

Конкурсы  «Лото осторожностей», «Осторожно, огонь!», «В стране безопасных игрушек»,  «Чтоб не ссориться с огнем», «Крылатые качели»,  «Авария и царь Светофор», «Спасатели глазами детей», «Палитра безопасности».

Инструктивные беседы о правилах поведения в учреждении «Не оставляй меня без присмотра», «А ты не забыл выключить свет?»,  «А у нас в квартире газ…», «О правилах пожарной безопасности».

Беседы по профилактике воровства, курения, употребления спиртных напитков, психотропных и наркотических веществ «Курение и Подростки»,  «Курение и его профилактика», «Курить – здоровью вредить», «Твой выбор: жестокая реальность или будущее без наркотиков», «Что такое хорошо, а что такое плохо…», «Безопасность в  жизни и в быту», «Электроприборы не  игрушка», «Сохраним своё здоровье», «Сезонные опасности в лесу».

Тренинги  «Мы пешеходы», «Ты  и    чужие  люди», «Защити свой дом»,  «Отдыхаем на природе», «Если ты дома один», «Школа светофорных наук»,  «Неожиданная встреча», «Альтернатива курению», «Курить – здоровью вредить», «Суд над сигаретой», «Умей сказать «НЕТ» и др.

Дискуссии, диспуты, дебаты «Пивной фронт: за кем победа?», «В жизни необходимо попробовать все. Что за этим стоит?» «Вся правда о жевательной резинке», «Необдуманные поступки. Кто заплатит за последствия?», «Взаимопонимание это компромисс?», «Отношения без конфликтов. Нужно ли этому учиться?» и др.

Информационные часы здоровья.

Кинолектории по профилактике противоправного поведения.

5.2 Медицинское сопровождение

Актуальные типовые проблемы

Последние годы отмечается устойчивый рост не только общей детской заболеваемости, но и рост выплат страховых социальных пособий по уходу за больными детьми. По статистическим данным четверть всех затрат на здравоохранение составляют затраты на оказание медицинской помощи детскому населению.  Поэтому оздоровление и профилактика заболеваний приобретает значение системообразующего фактора в формировании такого социального феномена, когда здоровье детей становится реальной социально-экономической категорией. Именно в детском и подростковом возрасте особенно важно сохранение здоровья подрастающего поколения, что существенно скажется в дальнейшем на продолжительности и качестве жизни. Поэтому особую значимость приобретает совместная работа специалистов разного профиля: педиатров, гигиенистов, физиологов, психологов и педагогов.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Изучение и анализ медицинской документации; медицинский осмотр детей на наличие кожных заболеваний и педикулеза; медико-педагогический консилиум для ознакомления педагогического состава об особенностях развития, аллергостатуса и состояния здоровья детей с рекомендациями по дозированию физической нагрузки, питанию, режиму дня; доврачебная и первая врачебная помощь; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил; контроль за качеством и безопасностью питания детей; выборочная оценка и анализ эффективности оздоровления; организация мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, травм и предупреждению соматической заболеваемости; организация совместно с педагогическими работниками гигиенического воспитания детей (ЗОЖ, мотивированное поведение по сохранению собственного здоровья, обучение правилам слежения за состоянием функциональных систем организма); при создании определенных условий проведение лечебно-диагностических и реабилитационно-профилактических процедур.

5.3 Здоровьесберегающая организация образовательного и воспитательного процессов.

Актуальные типовые проблемы

         В настоящее время школьники испытывают влияние многих неблагоприятных факторов: малоподвижный образ жизни, интенсификация учебного процесса, неправильное питание, воздействие электромагнитного излучения, условия внешней среды и т.д. Это вызывает необходимость выработки у детей и подростков стереотипов здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего пространства для эффективного противодействия неблагоприятных воздействий на организм ребенка.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Контроль за соблюдением  санитарно-гигиенических норм при организации образовательного и воспитательных процессов (режим дня, рациональное распределение нагрузки в течение дня и по дням недели, соблюдение требований к использованию технических средств обучения и компьютерной техники и т.д.). Использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей. Рациональное чередование умственной и двигательной активности (физкультминутки, физкультпаузы, упражнения по профилактике утомления органов зрения, спортчасы, посещение бассейна, прогулки и т.д.). Создание комфортного положительного психологического микроклимата. Профилактика негативных проявлений в процессе общения. Психологические тренинги. Использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбка, шутки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки. Использование здоровьесберегающих технологий, основанных на принципах природосообразности.

5.4 Рациональная организация питания и питьевого режима

Актуальные типовые проблемы

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов.  Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенка вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом. Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним, прежде всего, относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Поэтому рациональное  питание и питьевой режим, являются основными, ни чем не заменимыми факторами восстановления здоровья.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Двухнедельные   рационы питания на основе рекомендуемых величин физиологических потребностей детей (каллораж, белки, углеводы, жиры,  минеральные элементы, витамины с учетом возраста детей);  соблюдение объема, кратности и температурного режима питания и эстетического вида приготовленных блюд; щадящее питание (исключение острых приправ, сухих концентратов, натурального кофе и использование щадящих методов приготовления); при наличии определенных условий - организация предварительного заказа блюд по меню завтрашнего дня; использование обслуживания по типу шведского стола; добавочные столы; витаминные столы; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к организации питания; организация индивидуальных меню (диетического питания) для детей в зависимости от профиля заболевания; С-витаминизация пищи;  фитовитаминизация; производственный  лабораторный контроль  за приготовлением питания и источниками водоснабжения; установка систем очистки воды; использование бутилированной воды; установка питьевых фонтанчиков и куллеров; использование индивидуальной посуды; гигиеническое воспитание; санитарно-профилактическая работа.

5.5 Физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия.

Актуальные типовые проблемы

         По последним научным исследованиям сегодня уровень физической активности у детей в 2-3 раза ниже минимальной необходимости. Гипокенизия зафиксирована у половины мальчиков и 70% девочек школьного возраста.

Гиподинамия снижает устойчивость организма к простудным заболеваниям, отрицательно влияет на развитие и созревание сердечно-сосудистой, костно-мышечной, двигательной и нервной систем.

Проведение физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур будет способствовать повышению жизненных сил и укреплению здоровья детей.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Утренняя гимнастика; лечебная физкультура; занятия ритмикой и хореографией. Прогулки. Посещение бассейна. Купание в естественном водоеме. Спортивные часы. Спартакиады. Соревнования по различным видам спорта. Спортивные секции и кружки. Малые олимпийские игры. Белорусиада. Занятие черлидингом. Пешие, водные, велосипедные походы. Катание на катамаранах. Туристические слеты. Велопрогулки. Военно-спортивные игры. Спортивные эстафеты. Спортландии. Спортивные праздники. Подвижные игры. Кроссы.

Соревнования по комплексу «Защитник Отечества». Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, настольный теннис и т.д.). Легкоатлетическое многоборье (бег на короткую и длинную дистанции, прыжки в высоту или длину, метание мяча). Лыжные гонки. Катание на коньках. Плаванье. Туристские соревнования и эстафеты. Дни бегуна, многоборца. Дни здоровья. Дни Нептуна. Соревнования по народным, подвижным и спортивным играм. Катание с горок на тюбингах и санках.

Различные виды закаливания (обтирания, обливания, ножные ванны, закаливание стоп, умывание и мытье рук холодной водой, купания в бассейне и открытых водоемах, контрастные души и обливание, хождение босиком).

5.6Использование природно-рекреационных ресурсов.

Актуальные типовые проблемы

Незавершенность процессов роста и развития обусловливают высокую пластичность детского организма и его уязвимость даже к минимальным неблагоприятным факторам окружающей среды, которые снижают способность к обучению, могут вызвать нарушения в здоровье и заболевания.

    Социально-гигиенические аспекты воспитания детей всех возрастов предусматривают не только охрану детского организма от неблагоприятных влияний, но и активное создание таких условий жизни, при которых укрепляется здоровье ребенка, повышается сопротивляемость, улучшается физическое развитие и работоспособность. Все это обуславливает необходимость  использования в оздоровительных целях природно-реакреационные ресурсов местности.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Лесные прогулки, спортивные  занятия и игры на свежем воздухе; пешеходные маршруты; создание терренкура и «тропы здоровья»; дневной сон на веранде и в климатопавильоне; ландшафтотерапия; «лесная гостиная»;  различные виды бань; ходьба по солевым и рефлекторным дорожкам; сухое растирание; «сады ароматов»;  аэрофитотерапия  с организацией «лесных полян», «гамачных полян» и природных ингаляториев; гелиотерапия (использование в оздоровлении местных и общих солнечных ванн, создание солнечно-воздушных площадок); купание в открытых водоемах; при наличии минеральных источников использование минеральной воды в бальнеологии (различные виды ванн, купание) и питьевое оздоровление (питьевые галереи); псаммотерапия (песочные ванны); аэроионотерапия.

5.7 Организация здоровьесберегающей предметной среды

Актуальные типовые проблемы

Не все лагеря, особенно дневного пребывания располагаются в природно-реакреационных зонах. Выраженное влияние на формирование здоровья может оказывать детей может оказывать  специально созданная предметная среда. Здоровьесберегающая предметная среда включает в себя такие элементы: здания, сооружения, малые архитектурные формы, ландшафтные композиции и др., а также аудиовизуальный фон. Создание такой среды делает пребывание ребенка в воспитательно-оздоровительном учреждении более комфортным.

Оптимальные средства, приемы, методы, формы

Соответствие помещений гигиеническим требованиям; благоприятное экологическое окружение; щадящий режим дня; создание зимнего сада; оборудование музыкальный залов и комнат;  бассейн с фитобаром; люстры Чижевского; создание релаксационных комнат; ритмплощадки; «сказочные поляны» (сказкотерапия); комнаты смеха,  зал «волшебных превращений», зал «кривых зеркал» (смехотерапия); караоке клуб, музыкальный клуб (музыкотерапия); «дискоклуб»; создание игровых павильонов и игротек (игротерапия); экологическая тропа; минизоопарк; этнографические уголки; тематические клумбы («вожатское сердце», «чудо-птица», «курочка-ряба» и др.); ландшафтные карты; знак «географический центр»; «гамачная поляна»; уличная фотогалерея наиболее ярких представителей флоры и фауны данного региона; палаточный городок.

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

6.1 Нормативно-правовое регулирование воспитательного и оздоровительного процессов

Правовую основу воспитательного и оздоровительного процессов составляют: Конституция Республики Беларусь (1996), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006), Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь (2006), Законы Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000), «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей».

Необходимым элементом в системе нормативного правового обеспечения воспитательного и оздоровительного процессов являются нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь инструктивно-методического, рекомендательного характера (приказы, указания, инструктивно-методические письма, методические рекомендации и др.), а также нормативные документы, разрабатываемые управлениями (отделами) образования местных исполнительных и распорядительных органов и учреждениями образования.

6.2 Подготовка медицинских и педагогических кадров и повышение их профессиональной культуры

Успешность реализации Программы определяется прежде всего профессионализмом педагогических и медицинских кадров. От того, насколько они компетентны, в какой степени владеют научными подходами, основами воспитания и оздоровления, умеют найти индивидуальный подход к учащимся, зависит продуктивность включения последних в воспитательный и оздоровительный процессы.

При отсутствии в учреждении, реализующем Программу, медицинского работника, необходимо привлечение квалифицированных медицинских кадров из близлежащих учреждений здравоохранения.

В рамках комплексного подхода подготовка педагогических кадров и работа по поддержанию их профессионального уровня включает в себя следующие этапы:

подготовка в системе высшего (средне-специального) педагогического образования;

учебная практика студентов педагогических учебных заведений в воспитательно-оздоровительных учреждениях, направленная на формирование основ профессиональной деятельности;

дополнительное образование взрослых;

систематическое выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта; оказание поддержки творческим инициативам и новаторским начинаниям;

формирование научно обоснованных заказов на подготовку кадров для воспитательно-оздоровительных учреждений.

6.3 Реализация инновационных подходов

         Современная инновационная деятельность в воспитании и оздоровлении осуществляется в соответствии с ценностями личностно-ориентированной педагогики и современными требованиями к оздоровлению детей.

Развитие системы воспитательно-оздоровительных учреждений требует инновационных подходов к разработке модели системы воспитания и оздоровления школьников, создания единого образовательно-оздоровительного пространства. Немаловажным в процессе нововведений является создание экспериментальных площадок, проведение научно-практических конференций, организация информационно-методической работы (семинары, тренинги, круглые столы) с педагогическими и медицинскими работниками по основным направлениям педагогической и оздоровительной деятельности.     

6.4  Преемственность и непрерывность воспитательного процесса и процесса оздоровления

         Воспитание является непрерывным, состоит из множества составляющих элементов взаимодействия и воздействия на формирующуюся личность. Непрерывность в таком случае достигается через оправданную координацию и педагогически выверенную преемственность организации процесса воспитания. Преемственность в воспитании предполагает изучение и учет субъективного опыта воспитанника, проявляющегося в системе его отношений к жизнеорганизующим факторам и значимым людям: родителям, сверстникам и ближайшему окружению, к себе, ведущим видам деятельности, культурным ценностям, природе.

         Процесс оздоровления осуществляется на основе представленных детьми медицинских карт, с учетом состояния здоровья детей, рекомендаций врача по месту жительства детей.

VII. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление сформированности здоровьесберегающих компетенций.

Показателями эффективности организации воспитательного процесса в учреждениях, реализующих Программу является:

формирование у детей таких видов опыта как опыт участия в социально значимой деятельности;

успешная самореализация воспитанника в различных видах деятельности;

положительная динамика развития интеллектуальных, творческих

способностей, лидерских качеств  личности воспитанника;

установление дружеских отношений между детьми;

участие детей в коллективной деятельности;

ответственное отношение к своему здоровью;

сформированность у воспитанника умений оценить поступки других людей и произвести самооценку;

реализация воспитанником на практике своих знаний, умений, навыков.

Показателями эффективности организации оздоровительного процесса в учреждениях, реализующих Программу является:

положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей детей;

         создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды;

организация рационального сбалансированного питания детей;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

полноценная и эффективная работа с детьми всех групп здоровья;

обеспечение комфортного пребывания детей в условиях временного коллектива;

использование специфических свойств климата, а также различных физических свойств воздушной среды в лечебно-профилактических целях;

адаптация и самореализация воспитанника в условиях быстроменяющихся отношений в условиях временного детского коллектива;

         систематический контроль за личной гигиеной детей.