Правила создания хорошей атмосферы в классе
- С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
- Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
- Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
- Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
- Выступать в такой роли для каждого ученика.
- Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
- Быть активным участником группового взаимодействия.
- Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
- Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
- Хорошо знать самого себя.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
- организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
- оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
- дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
Алгоритм решения
конфликтной педагогической ситуации
Первый этап- "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я сделать?".
Второй этап - "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он тан ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап - "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап - "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования.
Пятый этап - "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап - "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учетом интересов ребёнка, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной
Рекомендации педагогам по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации
Если человек, на ваш взгляд, оказался в стрессовой, кризисной ситуации:
- Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки в депрессии редко обращаются за помощью к профессионалам.
• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".
• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна проблема. Отнеситесь с пониманием. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
• Постарайтесь понять или узнать, есть ли у подростка деструктивные мысли и намерения.
• Убедите подростка в том, что есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
• Не предлагайте упрощенных решений типа: "Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше".
• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение, сделать малый шаг.
• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс.
• Помогите подростку понять, что безвыходных ситуаций не бывает, подскажите конструктивное направление мыслей и действий.
Ваше доброе слово может помочь предотвратить непоправимое!