Диагностика выявления интересов младших школьников

Инструкция для детей и родителей.

В правом верхнем углу листа ответов запишите имя и фамилию ребенка. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам (ребенку) не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Лист вопросов 

Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли тебе..." (Вашему ребенку…)

1.  Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.  Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.

3.  Петь, музицировать.

4.  Заниматься физкультурой.

5.  Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.

6.  Слушать или читать рассказы о природе.

7.  Делать что-либо на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8.  Играть с техническим конструктором.

9.  Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10.  Самостоятельно рисовать.

11.  Играть в спортивные, подвижные игры.

12.  Руководить играми детей.

13.  Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.  Ходить в магазин за продуктами.

15.  Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16.  Играть в игры с отгадыванием слов (названия городов, животных и т. д.).

17.  Самостоятельно сочинять истории, рассказы, сказки.

18.  Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.  Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20.  Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и т. д.).

21.  Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.  Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.  Знакомиться с историей (посещать исторический музей).

24.  Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.  Читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.  Играть со сверстниками в различные коллективные игры на улице и дома.

27.  Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

28.  Помогать взрослым делать уборку в квартире.

29.  Считать, самостоятельно заниматься математикой в школе.

30.  Знакомиться с общественными явлениями, международными событиями.

31.  Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32.  Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.  Помогать другим людям.

34.  Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.  Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1. Математика и техника

2. Гуманитарная сфера

3. Художественная деятельность

4. Физкультура и спорт

5. Коммуникативные интересы

6. Природа и естествознание

7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

 

Сосчитать количество + и – по вертикали (+ и – взаимно сокращаются). Доминирование там, где большинство +. При подведении итогов и, особенно, при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

 

Методика «Составление расписания на неделю»

(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна)

 

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.