Военно-патриотическое воспитание

Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования»

Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.

В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).

 

1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).

Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.

Руководитель ВПВ имеет право:

проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);

проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;

осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.

В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;

Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);

Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);

Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);

инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);

иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.

Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.

 

2. Планирование работы руководителя ВПВ.

Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.

Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).

К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.

Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:

1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год

2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.

3. Планирование деятельности на учебный год.

Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.

При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:

мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;

взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).

Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.

Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.

 

3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.

При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:

массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;

групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;

индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.

В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведениянапример, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.

Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).

Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.

С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).

Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);

пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;

развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);

поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;

взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;

качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).

 

4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:

классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;

педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;

библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;

педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;

руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;

учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;

законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;

представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:

- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;

- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;

- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

 

5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.

При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:

информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);

интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;

вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;

рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;

музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;

военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;

библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;

видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;

художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;

сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).

На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.

Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).

Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).

Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.

свернуть

Список учащихся Знаменной группы ГУО "Средняя школа №2 р.п. Речица" на 2023/2024 учебный год

Основной состав

1. Гайдук Евгений 8 "Б" класс

2. Гайдук Глеб 8 "Б" класс

3. Цупа Максим 8 "Б" класс

Резервный состав

1. Бовгиря Никита 10 "Б"

2. Бруцкий Денис 10 "Б"

3. Снипич Даниил 10 "Б"

свернуть

План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию на 2023/2024 учебный год

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Работа по обеспечению безопасности образовательного процесса

1.

Контроль за соблюдением требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, в том числе при проведении учебных занятий по допризывной подготовке

в течении года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

2.

Контроль за созданием безопасных условий при организации информационной работы, направленной на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса

в течении года

Козубовская Т.А.., заместитель директора по воспитательной работе; 

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

Профилактическая работа с учащимися

3.

Индивидуальные, групповые беседы с учащимися с целью профилактики правонарушений, вредных привычек

в течении года

Козубовская Т.А.. заместитель директора по воспитательной работе; 

руководитель по военно-патриотическому воспитанию; классные руководители; педагог социальный; педагог-психолог

4.

Индивидуальная работа с обучающимися, требующими особого педагогического внимания

в течении года

Профориентационная работа с учащимися

5.

Подготовка учащихся к военной службе: приписка учащихся к призывным участкам; ведение воинского учёта призывников в учреждении образования; оформление личных дел призывников

в течении года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

Организационно-методическое сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию в УОСО

6.

Подбор участников и отработка действий знамённой группы

в течении года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

7.

Строевая подготовка учащихся

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

8.

Исполнение строевой песни

в течение года

9.

Организация мероприятий, приуроченных к государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

10.

Организация показов с последующим обсуждением хронико-документальных, кино-и видеофильмов о Великой Отечественной войне других событиях военных лихолетий на территории Беларуси

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию; 

Организация и участие в республиканских военно-патриотических акциях, соревнованиях, мероприятиях военно-патриотической направленности

11.

Увековечение памяти погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войны. Музейная педагогика и поисково-исследовательская деятельность. Туристско-экскурсионная деятельность

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию,

классные руководители

12.

Проведение тематических экскурсий для обучающихся по историческим местам, связанным с историей периода Великой Отечественной войны

в течение года

13.

Организация показов с последующим обсуждением хроника-документальных, кино- и видеофильмов о Великой Отечественной войне и других событиях военных лихолетий на территории Беларуси

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

14.

Республиканские патриотические акции «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»

Ежегодно

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

учителя физической культуры и здоровья

15.

Республиканская акция «Беларусь помнит»

Ежегодно

руководитель по военно-патриотическому воспитанию,

классные руководители

16.

Республиканская спартакиада по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь

Ежегодно

руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учителя физической культуры и здоровья

17.

Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница» и спортивно-патриотическая игра «Зарничка»

Ежегодно

18.

Республиканская спартакиада среди детей и молодежи (туризм

спортивный, ориентирование спортивное)

Ежегодно

Информационное сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию

19.

Освещение в средствах массовой информации, на сайтах, в социальных сетях, информационных стендах учреждений образования деятельности по военно-патриотическому воспитанию

в течение года

руководитель по военно-патриотическому воспитанию

 

свернуть

Мероприятия военно-патриотического направления 2023/2024 учебный год

МАЙ

Всебелорусский диктант «Я расскажу о Победе»

Участие в автопробеге "Беларусь помнит.Помнит каждого", посвящённого 80-летнию освобождения Беларуси от немецко- фашистских захватчиков

АПРЕЛЬ

Экскурсия в Речицкий музей народной славы

Экскурсия к месту падения самолёта ИЛ-4,

Единый урок, посвящённый Дню единения народов Беларуси и России

МАРТ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни

Экскурсия в музей С.Каплуна

Всебелорусская акция«Мы - граждане Беларусь»

Единый урок, посвященный Дню Конституции Республики Беларусь

ФЕВРАЛЬ

Экскурсия в музей воина-интернационалиста д. Рубель

Встреча с воинами -интернационалистами Афганистан в судьбах наших земляков"

Экскурсия в музей воинов-интернационалистов д.Рубель

Музейное занятие «Солдат войны не выбирает»

Экскурсия музей "5 форт"

Акция- встреча "Сегодня мы солдаты!"

Урок мужества"Чтобы не забылась та война"

Экскурсия в пограничную комендатуру "Речица"

ЯНВАРЬ

Акция-встреча "Сегодня мы солдаты"

Единый урок "Ола-сестра Хатыни"

ДЕКАБРЬ

Информационный час "Геноцид белорусского народа в годы Великой отечественной войны"

Подводим итоги года "Мира и создания"

НОЯБРЬ

Экскурсия в суд Столинского района

Дискуссионный урок" Безопасность государства"

ОКТЯБРЬ

Экскурсия в пограничную кандидатуру"Речица"

Уборка могил ветеранов Великой Отечественной войны

СЕНТЯБРЬ

Экскурсия в Столинский краеведческий музей и парк "Маньковичи"

Подводим итоги Недели ко Дню народного единства

Участие в праздновании Дня народного единства

Единый урок ко Дню народного единства

Торжественная линейка , посвященная тематической Неделе ко Дню народного единства

свернуть

Выпускнику

Уважаемые родители!
Учреждение "Брестское областное управление МЧС Республики Беларусь" проводит подбор кандидатов для поступления в Государственное учреждение образования "Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь". С условиями поступления можно ознакомиться по телефону "+375333040567" или на официальном сайте ucp.by
Уважаемые родители!
Учреждение "Брестское областное управление МЧС Республики Беларусь" проводит подбор кандидатов для поступления в Государственное учреждение образования "Специализированный Лицей при Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь" (мальчиков после 6 класса). С условиями поступления можно ознакомиться по телефону *"+375292352775"* или на официальном сайте liceymes.by

 

свернуть

Профориентация

Акция-встреча "Сегодня мы солдаты"

26 января 2023 г наши выпускники 2022-2023 уч .года, курсанты военных факультетов престижных высших учебных заведений РБ, встретились с будущими абитуриентами своей родной школы. 

Курсанты рассказали о порядке поступления, об особенностях учебного процесса и различных направлениях деятельности, о требованиях, которые предъявляются к кандидатам, решившим поступать в учебные заведения данного профиля.
Наши выпускники, преодолевая множество трудностей, смело выбрали путь обучения на военных факультетах. Они рассказали о важности такого выбора и о том, как это влияет на их будущую карьеру.
  
Каждый из них подчеркнул, что важно слушать свое сердце и стремиться к реализации своих мечт.
 Они подчеркнули, что студенческая жизнь – это время, когда можно раскрыть свой потенциал и получить незабываемый опыт.
Курсанты вдохновили будущих абитуриентов смело идти за своими мечтами и достигать поставленных целей. 
 
Бруцкий Вадим,курсант военно -технического факультета БНТУ Евгений Пешко, курсант военного факультета Белорусского Государственного Университета Остапчук Захар, курсант Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Военный факультет тыловое обеспечение войск.
 

Профориентация встреча с учащимися Военная академия Республики Беларусь"

С целью военно-патриотического воспитания, формирования активной гражданской позиции, осознанного выбора военных профессий в школе состоялась акция -встреча "Сегодня мы солдаты" с участием выпускников нашей школы ,курсантами военных факультетов,которые рассказали о своем выборе военной карьеры и о том, как школа сыграла важную роль в формировании их патриотического духа и гражданской ответственности. Они поделились своими впечатлениями от учебы в военных учреждениях, рассказали о сложностях и достижениях, которые они испытали на своем пути к профессиональному росту.

 

Профориентационная экскурсия в ОВД Столинского РИК

Учащиеся 10 классов приняли участие в Дне открытых дверей в ОВД Столинского Рик, в рамках которого начальник ИДН Симончик С.Н. провел для ребят экскурсию по зданию ОВД: побывали в музее ОВД, рассказал о специфике своей работы, разъяснил условия поступления в УО "МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"

      

 

свернуть