Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 р.п. Речица
Военно-патриотическое воспитание в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО) обеспечивается системой целенаправленных мероприятий мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера.
В реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО должны быть включены все субъекты образовательного процесса. Центральной фигурой системы военно-патриотического воспитания в УОСО является руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ).
1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.
Должностная инструкция руководителю по военно-патриотическому воспитанию составляется на основе должностных обязанностей и квалификационных требований, включенных в 28-й выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (с учетом постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24 февраля 2022 г. № 13 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69»).
Руководителям УОСО при приеме на работу целесообразно избегать случаев дробления ставки руководителя ВПВ на части, приема специалиста в качестве внутреннего или внешнего совместителя.
Руководитель ВПВ имеет право:
проводить учебные занятия по учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
проводить учебно-полевой сбор после Х класса (в соответствии с учебной программой по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»);
проводить факультативные занятия военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», «Школа юных защитников Отечества», «Юный пограничник» и др.), а также факультативные занятия «Основы радиационной безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально (образовательные области программы военно-патриотического профиля).
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/): Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка (Основы безопасности жизнедеятельности) / Учебные программы факультативных занятий.
В своей деятельности руководитель ВПВ руководствуется следующими нормативными правовыми и методическими документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы;
Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (подпрограмма 10 «Молодежная политика»);
Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII);
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575);
Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь 18 марта 2019 г. № 1);
инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год);
иными нормативными правовыми актами, методическими документами, регламентирующими вопросы военно-патриотического воспитания.
Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе (далее – заместитель директора). Заместителю директора необходимо регулярно включать вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, в план самоконтроля УОСО.
Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в приложении 1.
2. Планирование работы руководителя ВПВ.
Деятельность руководителя ВПВ в УОСО осуществляется на основе плана работы, который является разделом плана воспитательной работы УОСО.
Разработку плана руководитель ВПВ осуществляет во взаимодействии с другими педагогическими работниками (классными руководителями, педагогом-организатором, библиотекарем, руководителем музея и др.).
К плану работы руководителя ВПВ предъявляются следующие требования: реалистичность и конкретность цели и задач; согласованность цели, задач, направлений, форм и методов планируемой работы.
Рекомендуемые структурные разделы плана работы руководителя ВПВ:
1. Краткий аналитический отчет о деятельности за предыдущий учебный год
2. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
3. Планирование деятельности на учебный год.
Следует отметить, что выбор формы и структуры плана руководителя ВПВ осуществляется учреждением образования, исходя из имеющегося опыта и традиций. План утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе) до 1 сентября.
При разработке плана работы руководителя ВПВ следует предусмотреть:
мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам;
взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь;
взаимодействие с различными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО», РГОО «ДОСААФ», ветеранскими организациями, ресурсными центрами, патриотическими клубами и др.).
Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в приложении 2.
Обращаем внимание, что при планировании работы руководителя ВПВ следует учитывать цикличность значительной части проводимых мероприятий. Циклограмма деятельности руководителя ВПВ представлена в приложении 3.
3. Рекомендуемые формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся должны быть адекватны возрасту, психологическим особенностям учащихся, уровню физической подготовки, соответствовать склонностям и интересам учащихся, учитывать специфику и место расположения учреждения образования.
При организации военно-исторического воспитания рекомендуется использовать различные формы работы:
массовые: участие в республиканских акциях, игре «Зарница»; посещение концертных программ; торжественные линейки, конкурс строя и песни и др.;
групповые: дискуссии, коллективные творческие дела, организация деятельности объединений по интересам, организация исследовательской деятельности, экскурсии, проекты и др.;
индивидуальные: беседы, поручения, проекты и др.
В ходе организации военно-патриотического воспитания важно использовать методы организации деятельности и формирования опыта позитивного общественного поведения, например, благоустройство захоронений, закладка «Аллеи героев», помощь ветеранам и др. Важную роль играют интерактивные методы воспитания, среди которых наиболее эффективны диалоговые площадки, дидактические игры, ролевые игры, квесты, викторины и др.
Высоким воспитательным потенциалом обладают торжественные церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь. Для проведения соответствующей церемонии в учреждении образования целесообразно обеспечить создание Знаменной группы. Подбор участников и отработку действий знаменной группы должен осуществлять руководитель ВПВ. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, контингента учащихся и масштаба проводимого мероприятия (как правило, колеблется от 1 (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента)).
Грамотное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы позволяет обеспечить тот уровень активности и включенности в деятельность, которые соответствуют особенностям и потребностям учащихся разных возрастов.
С целью сбора информации о заинтересованности и степени удовлетворенности учащихся, их законных представителей проводимой работой по военно-патриотическому воспитанию и предложений по совершенствованию военно-патриотического воспитания разработана анкета, которая может быть применена как на уровне УОСО, так и на уровне региональной системы образования (приложение 4).
Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:
максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов, обеспечивающих формирование знаний и умений в военно-исторической сфере («Мая Радзіма – Беларусь», «Гісторыя Беларусі», «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Допризывная и медицинская подготовка» и др.);
пропаганда военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений белорусского государства;
развитие социально значимой деятельности учащихся (исследовательской, проектной, поисковой, экскурсионной и др.);
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений военно-патриотической направленности (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), ученического самоуправления в учреждении образования;
взаимодействие с законными представителями учащихся, ресурсными центрами по военно-патриотическому воспитанию, воинскими формированиями, военными учреждениями образования, ветеранами, общественными организациями (в т.ч., ветеранскими), учреждениями культуры и другими заинтересованными по вопросам военно-патриотического воспитания;
качественное информационное обеспечение военно-патриотического воспитания в УОСО (стенды, сайт, информационные материалы и др.).
4. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.
При подготовке и реализации плана работы руководитель ВПВ в УОСО взаимодействует с:
классными руководителями, в части организации информационных часов, диспутов, родительских собраний, подготовки проектов, встреч с ветеранами, организации ухода за памятниками и др.;
педагогом-организатором, в части подготовки и проведения конкурсов, концертов, викторин, экскурсий и др.;
библиотекарем, в части подготовки и проведения тематических выставок, читательских конференций и др.;
педагогом-психологом, в части организации диагностической работы для оценки склонностей и интересов учащихся к выбору профессий, профориентационных консультаций и др.;
руководителем музея, руководителями объединений по интересам военно-патриотической направленности, в части подготовки и проведения экскурсий, презентаций, исследовательской, поисковой деятельности и др.;
учителями истории и обществоведения, в части организации научно-исследовательских конференций и др.;
законными представителями учащихся, в части организации профориентационных консультаций, конкурсов, бесед и др.;
представителями органов системы обеспечения национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь), РГОО «ДОСААФ» с целью решения следующих задач:
- обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
- организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися Х классов;
- организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
5. Основные ресурсы для реализации военно-патриотического воспитания в УОСО.
При организации военно-патриотического воспитания учащихся руководитель ВПВ использует следующие ресурсы:
информационное пространство УОСО (сайт, страницы в социальных сетях и мессенджерах, стенды и др.);
интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by»;
вкладка «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов» на национальном образовательном портале в разделе «Актуальные практики и технологии воспитания», которая содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах и др.), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки;
рубрика «В помощь руководителю по военно-патриотическому воспитанию» в ежемесячном научно-практическом и информационно-методическом журнале «Веснік адукацыі», в рамках которой освещаются эффективные практики, методические разработки и результаты научных исследований в сфере военно-патриотического воспитания учащихся в УОСО; публикуется диагностический инструментарий для изучения гражданско-патриотической культуры учащихся;
музеи (в том числе виртуальные): музеи и музейные комнаты УОСО, исторические (военно-исторические) музеи, музей истории Великой Отечественной войны, музеи воинских формирований и др.;
военно-исторические памятники и объекты, места захоронений погибших в военных конфликтах;
библиотеки УОСО, районные (городские) библиотеки;
видео- и мультимедиатека, банк методических и информационных разработок военно-патриотической направленности в УОСО;
художественные и документальные фильмы о военной истории Республики Беларусь, в том числе рекомендованные для использования в рамках Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», и др.;
сайты районных ресурсных центров по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Справочно. С целью повышения качества военно-патриотического воспитания, эффективности деятельности руководителей ВПВ на базе отдельных УОСО, кадетских училищ созданы и функционируют ресурсные центры (по гражданскому и патриотическому воспитанию; идеологическому и патриотическому воспитанию; военно-патриотическому воспитанию; по совершенствованию профессиональных компетенций руководителей по военно-патриотическому воспитанию и др.).
На сайтах ресурсных центров наряду с положениями, планами работы, перечнем нормативных правовых и иных документов, отчетами (фотоотчетами) о проведении мероприятий, ссылками на иные ресурсы, целесообразно размещать видеоматериалы (ролики, фильмы и др.), презентации, методические разработки (сценарии мероприятий, рекомендации, консультации и др.), созданные на базе соответствующих ресурсных центров, имеющие универсальный характер и доступные для скачивания.
Содержательное наполнение сайта ресурсного центра должно быть ориентировано не только на руководителей ВПВ, но и на иных субъектов военно-патриотического воспитания (классного руководителя, педагога-организатора и др.).
Следует также продумать размещение материалов для учащихся и их законных представителей (информационные материалы, юридические комментарии о службе в армии, выборе военной профессии и др.).
Информация о деятельности УОСО по военно-патриотическому воспитанию учащихся должна доводиться до сведения родительской общественности в ходе проведения родительских собраний. Информирование должно осуществляться также через сайты учреждений образования (рубрики «Новости», «Родителям», «Военно-патриотическое воспитание»), социальные сети, аккаунты, республиканские и региональные СМИ.
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Работа по обеспечению безопасности образовательного процесса |
|||
1. |
Контроль за соблюдением требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, в том числе при проведении учебных занятий по допризывной подготовке |
в течении года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2. |
Контроль за созданием безопасных условий при организации информационной работы, направленной на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса |
в течении года |
Козубовская Т.А.., заместитель директора по воспитательной работе; руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
Профилактическая работа с учащимися |
|||
3. |
Индивидуальные, групповые беседы с учащимися с целью профилактики правонарушений, вредных привычек |
в течении года |
Козубовская Т.А.. заместитель директора по воспитательной работе; руководитель по военно-патриотическому воспитанию; классные руководители; педагог социальный; педагог-психолог |
4. |
Индивидуальная работа с обучающимися, требующими особого педагогического внимания |
в течении года |
|
Профориентационная работа с учащимися |
|||
5. |
Подготовка учащихся к военной службе: приписка учащихся к призывным участкам; ведение воинского учёта призывников в учреждении образования; оформление личных дел призывников |
в течении года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
Организационно-методическое сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию в УОСО |
|||
6. |
Подбор участников и отработка действий знамённой группы |
в течении года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7. |
Строевая подготовка учащихся |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
8. |
Исполнение строевой песни |
в течение года |
|
9. |
Организация мероприятий, приуроченных к государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
10. |
Организация показов с последующим обсуждением хронико-документальных, кино-и видеофильмов о Великой Отечественной войне других событиях военных лихолетий на территории Беларуси |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию; |
Организация и участие в республиканских военно-патриотических акциях, соревнованиях, мероприятиях военно-патриотической направленности |
|||
11. |
Увековечение памяти погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войны. Музейная педагогика и поисково-исследовательская деятельность. Туристско-экскурсионная деятельность |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
12. |
Проведение тематических экскурсий для обучающихся по историческим местам, связанным с историей периода Великой Отечественной войны |
в течение года |
|
13. |
Организация показов с последующим обсуждением хроника-документальных, кино- и видеофильмов о Великой Отечественной войне и других событиях военных лихолетий на территории Беларуси |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
14. |
Республиканские патриотические акции «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!» |
Ежегодно |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию учителя физической культуры и здоровья |
15. |
Республиканская акция «Беларусь помнит» |
Ежегодно |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
16. |
Республиканская спартакиада по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь |
Ежегодно |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учителя физической культуры и здоровья |
17. |
Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница» и спортивно-патриотическая игра «Зарничка» |
Ежегодно |
|
18. |
Республиканская спартакиада среди детей и молодежи (туризм спортивный, ориентирование спортивное) |
Ежегодно |
|
Информационное сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию |
|||
19. |
Освещение в средствах массовой информации, на сайтах, в социальных сетях, информационных стендах учреждений образования деятельности по военно-патриотическому воспитанию |
в течение года |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
![]() |
![]() |
Уважаемые родители! Учреждение "Брестское областное управление МЧС Республики Беларусь" проводит подбор кандидатов для поступления в Государственное учреждение образования "Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь". С условиями поступления можно ознакомиться по телефону "+375333040567" или на официальном сайте ucp.by |
Уважаемые родители! Учреждение "Брестское областное управление МЧС Республики Беларусь" проводит подбор кандидатов для поступления в Государственное учреждение образования "Специализированный Лицей при Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь" (мальчиков после 6 класса). С условиями поступления можно ознакомиться по телефону *"+375292352775"* или на официальном сайте liceymes.by |
![]() |
![]() |