«Неделя детской и юношеской книги»

26.03.2021

   С 22 марта по 26 марта 2021 года была проведена «Неделя детской и юношеской книги». Учащиеся школы с классными руководителями приняли активное участие в неделе. Хочу сказать им большое спасибо!

 

22 марта «Нам книга открывает целый мир».

Открытие «Недели детской и юношеской книги». Ознакомление с планом.

В библиотеке учреждения образования организованы книжные выставки «Нам книга открывает целый мир», «Добрый мир любимых книг», «Забытые книги желают познакомиться».   

  

В фойе возле библиотеки организована выставка высказываний великих людей «Библиотека. Книга. Читатель».    

 

 

 

С 22 по 26 марта в школе проходила акция «Подари книгу библиотеке», в которой учащиеся школы приняли активное участие.

 23 марта «Книга – это юмор, книга – это смех, книгу любят все».

В библиотеке учреждения образования организована книжная выставка «Академия весёлых книг».

С учащимися 3 «А», 3 «Б» классов была проведена литературная игра «В мире сказок». С ребятами вспомнили сказки, которые они читали, а сказки есть весёлые и грустные, но всегда с хорошим концом.

  

24 марта День периодики в библиотеке «Что лист печатный нам готовит…».

В библиотеке учреждения образования организована выставка «Про всё на свете прочти в журнале и газете».

С учащимися 5 «Б» класса и учителем белорусского языка и литературы

была проведена «Падарожжа па старонках часопіса “Вясёлкі”». В которой учитель рассказала о истории создания, интересных фактах журнала.

Заведующий библиотекой дополнила, какие ещё журналы и газеты поступают в библиотеку.

  

25 марта «Добрый мир любимых книг».

«Поиграем - угадаем» - «Не оставляй загадку без разгадки, вопрос – без ответа». Каждому 5 - 11 классу были розданы загадки, а 1 – 4 классам -  кроссворды.  Самый активный класс был 1 «А», они с большим удовольствием решали кроссворды, которые брали дополнительно.

  

 

 

Был проведён фотоконкурс «Селфи с любимой книгой». Ребята приходили в библиотеку, находили любимую книгу и фотографировались.     

   

26 марта «Проходит книжкина неделя».

4 «А», 5 «Б», 6 «Б», 7 «Б», 8 «А», 9 «А» классам были розданы анкеты «Значение книги в жизни современного школьника».

3 – 4 классы принимали участие в заполнении анкеты – 32 учащихся,

5 - 9 классы – 123 учащихся. 

1 вопрос, «Любите ли Вы читать?», ответили все участники опроса, «да» - 49 учащихся (23 – 3-4 кл., 26 – 5-9 кл.), «нет» - 11 учащихся (5-9 кл.), «смотря что» -  95 учащихся (9 – 3-4 кл., 86 – 5-9 кл.). 

2 вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», ответили все участники опроса, «книга» - 34 уч. (16 - 3-4 кл., 28 – 5-9 кл.), «периодические издания» - 19 уч. (14 – 3-4 кл., 5 – 5-9 кл.), «энциклопедии, словари, справочники» - 27 уч. (9 – 3-4 кл., 18 – 5-9 кл.), «электронные издания Интернета» - 62 уч. (1 – 3-4 кл., 61 – 5-9 кл.), «телевидение» - 44 уч. (2 – 3-4 кл., 42 – 5-9 кл.).

Проведённый анализ чтения показал, что учащиеся 3 – 4 классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к книгам, но на первое место ставят книгу. Учащиеся 5 – 9 классов отдают предпочтение программной литературе, но большинство опрошенных предпочитают в качестве источника информации Интернет. 

3 вопрос, «Что для Вас предпочтительнее?», ответили все участники опроса, «работа с книгой» - 114 учащихся (37 - 3-4 кл., 77 – 5-9 кл.), «считывание с компьютера» - 65 уч.(15 – 3-4 кл., 50 – 5-9 кл.).

Анализ ответа говорит нам о том, что учащимся приносит  радость общение с книгой, но в то же время и предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако и выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д. 

4 вопрос «Сколько времени в день Вы читаете?»

Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. 69 учащихся предпочитают на чтение тратить до 30 мин. в день, 37 учащихся читают от получаса до часа. Остальные 19 уч.- более одного часа в день.

Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков. 

5 вопрос «Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение».

В основном все учащиеся назвали своего любимого писателя и некоторые  любимое произведение (сказки русских и зарубежных писателей, Н Носова, В.Драгунского, К.Чуковского, А.С.Пушкина, А.Федоренко, Я.Коласа, Я.Купала, И.Тургенева, М.Лермонтова, Дж. Ролинга «Гарри Поттер» и т.д.). 

6 вопрос «Ваша любимая тема?»

7 вопрос «Какого жанра произведения Вы любите читать?».

Для учащихся начальной школы наиболее интересна тема природы, о животных, на втором месте тема дружбы. Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка, любят читать стихи. Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-9 класс). 69 ребят утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (58 человека указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 18 ребят. Многие участники опроса считают важной тему Родины. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся 7-9 кл. Очевидно, сказывается влияние школьной программы. 

8 вопрос «Как Вы считаете: для чего нужны книги?» 

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний:  Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Для того, чтобы окунуться в мир других тайн, которые ты пытаешься разгадать на протяжении всей книги; Для того, чтобы развивать ум, быть более грамотным; Для того, чтобы развивать свою речь; Для расширения   словарного запаса и т.д.   

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации библиотекаря, учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Проводятся экскурсии в библиотеку, а так же конкурсы, викторины, игры. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

И вот, они приходят в основную школу. В библиотеку они теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных акций, общения друг с другом. Этому же начинают следовать и родители, покупая ребенку книги, которые необходимы только для учебы и те, которые «читают все»: детские детективы, ужастики и прочее «массовое чтиво». Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое). Сужается не только круг чтения, но круг общения о прочитанном. Взрослые постепенно самоустраняются от процесса развития детей интереса к книге, как раз в тот период, когда это наиболее необходимо взрослеющему подростку. Так стоит ли винить детей в том, что источник духовного роста постепенно исчезает из их сферы интересов? 

Акция «Подари книгу библиотеке»