Советы психолога

Правила создания хорошей атмосферы в классе

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
  2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
  3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
  6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
  7. Быть активным участником группового взаимодействия.
  8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
  9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  10.  Хорошо знать самого себя.

Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

  • организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
  • оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
  • дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.)

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Алгоритм решения

конфликтной педагогической ситуации

Первый этап- "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я сделать?".

Второй этап - "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он тан ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап - "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап - "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования.

Пятый этап - "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап - "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учетом интересов ребёнка, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

Использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной

Рекомендации педагогам  по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации

Если человек, на ваш взгляд, оказался в стрессовой, кризисной ситуации:

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки в депрессии редко обращаются за помощью к профессионалам.

• Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, "Конечно, твоя семья тебе поможет".

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна проблема. Отнеситесь с пониманием. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

• Постарайтесь понять или узнать, есть ли у подростка деструктивные мысли и намерения.

• Убедите подростка в том, что есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа: "Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше".

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение, сделать малый шаг.

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс.

• Помогите подростку понять, что безвыходных ситуаций не бывает, подскажите конструктивное направление мыслей и действий.

Ваше доброе слово может помочь предотвратить непоправимое!

Рекомендации педагогам по психологической подготовке учащихся к экзаменам

Рекомендации педагогам

по психологической подготовке учащихся к экзаменам

         Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к

сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена учащийся постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в кабинет, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все

равно впереди ждет неудача.

  1. Если волнение все же не покидает учащегося, то предложите ему прием, называемый

«доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если учащийся поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

  1. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
  2. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то

интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками.

  1. Используйте при подготовке такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске.
  2. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для

расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя группы перед контрольными работами.

Уважаемые педагоги!

  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью

укрепления его самооценки.

  • Помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности.
  • Помогайте избежать ошибок.
  • Поддерживайте при неудачах.
  • Подробно расскажите учащимся, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них

последовательно представлял всю процедуру экзамена.

  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.
свернуть